Интервью

Как начать играть на музыкальном инструменте

В мечтах вы лёгким движением пальцев исполняете любимые песни на рояле, а на деле с трудом можете сыграть только «Собачий вальс»? Самое время из фантазий перенестись в реальность и наконец‑то начать заниматься музыкой.

На вопросы о том, как выбрать инструмент, сколько времени займёт учёба и нужен ли преподаватель отвечает Сергей Долгов, музыкант, основатель арт‑пространства Melnica.Space и школы музыки Forresto Umbro.

🎼 Что нужно учитывать при выборе муз.инструмента: простота/сложность освоения, природные способности или только личный интерес?

Начинать нужно, безусловно, с того, что интересно. Часто перед тем, как выбрать свой инструмент, или, скорее, группу предпочитаемых инструментов, нужно перепробовать несколько. Пробный поход в музыкальный магазин или учебную студию, где дают попробовать звучание разных звуковых устройств, даст нужную палитру ощущений и поможет увидеть, что больше нравится - работать над ритмом, заполнять пространство звуком, аккомпанировать или придумывать свое собственное звучание.

🎻 Если взрослый человек может сам определиться с инструментом, то за детей чаще всего выбирают родители. Как не ошибиться в таком случае? Как отличается выбор муз.инструмента для ребёнка?

Инструмент должен быть удобным, чаще всего для детей предусмотрены более компактные версии. Здесь также рекомендуется запастись терпением и дать ребенку самому пробовать и ни в коему случае не делать выбор за него. Нелишним будет пригласить специалиста, который объяснит ребенку отличия разных материалов и поможет обратить внимание на нюансы изготовления и звучания конкретного музыкального инструмента, чтобы ребенок и его будущая "волшебная палочка", как в книге о Гарри Поттере, сами выбрали друг друга.

🎹 На каких инструментах научиться играть проще, а какие потребуют больше времени и усилий?

Я придерживаюсь идеи о том, что ритм превалирует над мелодией и начинать погружать ребенка в музыку нужно с ударных, перкуссии, а также простых инструментов типа калимбы и укулеле, в которых даже случайно сыгранная мелодия не будет звучать отталкивающе. Часто дети, которые первый раз подходят к инструменты, боятся, что их первые неумелые действия вызовут неприятную атональность и поэтому им нужно предоставить возможность с первых шагов извлечь приятный звук, который их успокоит и не оттолкнет от дальнейшего познания. Сложность обучения чаще всего определяется сложностью тех произведений, которые выбирает для себя ученик как ориентир. В самом деле, фуга Баха будет сложнее хита U2, но подчас и современная популярная музыка может оказаться весьма непростой для повторения. В идеале нужно дать возможность ученику освоить несколько разных инструментов, чтобы развить нейронные связи в его голове. Можно было бы говорить о том, играть на пианино сложнее, чем на бас-гитаре, но как показывает практика, очень много зависит музыкального и аппликатурного мышления ученика и его физических особенностей, хотя они, безусловно, не являются блокирующей преградой на пути к освоению инструмента. Конечно, длинные пальцы помогут пианисту, но и с условно короткими можно стать замечательным музыкантом.

🎙 Стоит ли сразу покупать муз.инструмент или сначала лучше позаниматься в классе?

Инструмент дома необходим, без занятий вне класса вряд ли можно ожидать существенного роста. Однако, если родители могут позволить себе купить инструмент только один раз или не уверены, что ребенок будет усердно учиться, можно в течение первых недель понаблюдать за процессом и понять, просит ли ребенок бОльшего взаимодействия с инструментом или ему хватает занятий в классе.

🥁 Один факт про самые распространённые муз.инструменты: фортепиано, акустическую гитару, укулеле, скрипку, ударную установку).

Даже человек с нулевым музыкальным опытом на каждом из них может сыграть красивую мелодию или четкий ритм всего через несколько минут после того, как возьмет их в руки, если ему объяснить принцип работы инструмента. Черные клавиши на фортепиано способны подарить умиротворенное звучание; на акустической гитаре можно играть как на фортепиано; скрипка способна чудесно звучать как щипковый инструмент (та же гитара), а ударной установкой может послужить любая поверхность, включая собственное тело.

🎚Каких целей по игре на музыкальном инструменте сможет добиться взрослый? (Речь о том, какие цели реалистичны. Например, играть в оркестре филармонии — нереально, а разучить репертуар из 10 песен — вполне.)

Чаще всего люди преследуют три цели: научиться играть конкретные произведения, научиться играть как конкретные исполнители или самим сочинять музыку. В идеале процесс обучения строится на этих трех китах, но бывает, что ученику достаточно разучить 7-10 популярных песен для игры в компании и на этом процесс обучения заканчивается. В любом случае, все цели в итоге сводятся либо к тому, чтобы выступать публично либо чтобы играть для себя. Во втором случае музыка может стать осознанным выбором как индивидуальный психотерапевтический инструмент, который помогает справиться со стрессом и реализовать свой творческий потенциал.

👩‍🏫 На каких инструментах можно научиться играть самостоятельно, а на каких — только с преподавателем? В чём заключаются преимущества занятий с преподавателем?

Практически любой инструмент подразумевает возможность освоить его самостоятельно, тем более, что в сети более чем достаточно различных школ и уроков. Однако, на начальном этапе и на каждой последующей ступени роста, когда ученик стремится выйти за рамки того, что он уже понял про свои возможности с данным инструментом, преподаватель необходим, чтобы настроить то, как ученик себя чувствует и как ощущает инструмент. Стоит отметить, что в Европе сейчас становится все более популярной идея "музыкальной соматики", когда при занятиях особое внимание уделяется не тому, насколько верно подобрана мелодия, а тому, как себя чувствует музыкант, насколько ему комфортно и становится ли для него инструмент средством расслабления тела или, напротив, причиной возникновения болезненных блоков и зажатостей. Хороший педагог обратит внимание на позу, дыхание, настроение ученика и другие факторы, которые сделают процесс обучения приятным и всесторонне полезным. Если играть комфортно, значит задания будут выполняться быстрее и качественнее.

✅ К чему готовиться на первом занятии: проводится ли тестирование, с чего обычно начинаются вводные занятия?

Конечно, базовый аудит необходим: в первую очередь он заключается в том, чтобы понять, к чему стремится тело ученика. В каждом из нас записаны определенные паттерны движений, которые наиболее удобно и приятно реализовывать в той или иной позе. Кто-то стремится к раскрытию себя, выпрямлению спины и садится за пианино или арфу. Если вам нравится двигаться всем телом вместе с инструментом, вы, скорее всего, выберете гитару или скрипку. Когда речь идет о распределении внимания, контроле всех частей тела, лучше всего подойдет барабанная установка. Далее идет работа с ритмом: необходимо понять, насколько хорошо ученик может воспроизвести то или иное биение, ускориться или замедлиться, поддержать на длительной дистанции повторение простого музыкального отрывка. Кроме того, важно показать ученику, что даже из двух нот может родиться прекрасная мелодия, если правильно расставить между ними верные интервалы и экспериментировать над звукоизвлечением. В конце базового занятия я обычно предлагаю ученику вместе с педагогом сыграть несложную музыкальную тему, чтобы показать начать играть музыку и получать от нее удовольствие можно с самых первых шагов.

🕰 Сколько времени придётся тратить на занятия? Обязательно ли заниматься дома или занятий в классе с преподавателем хватит, чтобы разучить несколько мелодий/песен? Можно ли как-то в часах спрогнозировать возможный уровень владения инструментом: например, 20 часов в классе + 10 дома = сможете сыграть пару печень Beatles.

На самом деле оригинальные песни Beatles, даже их первого рок-н-рольного периода, полифоничны и достаточно сложны для воспроизведения новичками, поэтому чаще их предлагают разучивать в упрощенном переложении. Кроме того, сейчас у молодежи другие кумиры. Логично предложить ученику самому выбрать композицию, которая ему нравится, и разучить ее. Моя дочь, например, первой попросила научить ее играть на гитаре музыкальную тему из игры Mario, которую мы вместе с ней в процессе превратили в лукавую итальянскую бергамаску (которой по сути, тема и является). Тем не менее, обычно в среднем достаточно 3-4 занятий с преподавателем по 1,5-2 часа и столько же самостоятельного повторения, чтобы ученик мог уверенно сыграть несложную мелодию с использованием обеих рук. Если в репертуаре хочется иметь 3-5 мелодий, потребуется 2-3 месяца работы с педагогом не реже 2 раз в неделю с обязательными домашними заданиям. Кроме того, сегодня несложно найти джазовую или рок-студию, которая возьмется примерно за то же время подготовить ученика к выступлению на пробном публичном концерте в одном из музыкальных клубов вместе с другими такими же новичками. С одной стороны это хороший экзамен, с другой - огромное поощрение и стимул для того, кто хочет наполнить музыкой не только свое пространство, но и жизнь близких ему людей.
Образование